Разрешительный режим изменит работу с маркировкой
Как разрешительный режим изменит работу с маркировкой
Продавцов некоторых видов маркированных товаров в рознице и общепите обязали подготовиться к внедрению разрешительного режима на кассах. С 1 апреля 2024 года требование коснется сигарет и пива, позже — молочной продукции, упакованной воды, антисептиков, БАДов, обуви, фотоаппаратов, шин, одежды и духов. Расскажем о сути новых требований и о том, как розничному и ресторанному бизнесу соблюсти закон, чтобы избежать штрафов.
В этой статье:
- Что такое разрешительный режим на кассе
- Как работает разрешительный режим
- Что делать, если код маркировки не прошел проверку
- Когда и кого коснется разрешительный режим
- Как подготовить кассу к разрешительному режиму
Что такое разрешительный режим на кассе
В законе нет термина «разрешительный режим», его используют для удобства в документах и информационных материалах Честного знака.
В Постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944 такая проверка называется так: «Перечень случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенности внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров».
Суть разрешительного режима в том, что касса автоматически отправляет код маркировки в Честный знак, как только продавец отсканирует этот код. Если касса получает положительный ответ от Честного знака, то добавляет товар в чек. Если Честный знак сообщает об ошибке, касса не добавит товар в чек, значит, продать его не получится.
Правила и сроки разрешительного режима описаны в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944
Как работает разрешительный режим
Как происходит продажа до введения разрешительного режима: кассир сканирует код маркировки, касса добавляет товар в чек и после оплаты сообщает о продаже ОФД, а оператор — Честному знаку.
Без разрешительного режима касса добавляет товар в чек без всякой проверки кода маркировки.
Как происходит продажа маркированного товара при работающем разрешительном режиме: кассир сканирует код маркировки, касса отправляет код на проверку в Честный знак. Получив добро от Честного знака, касса добавляет товар в чек и после оплаты отправляет чек оператору фискальных данных. ОФД сообщает о продаже в Честный знак, и товар выводится из оборота.
При разрешительном режиме касса перед добавлением маркированного товара в чек отправляет код маркировки на проверку в Честный знак.
Во время проверки обмен данными между кассой и Честным знаком происходит очень быстро. Это закреплено даже в постановлении правительства, где сказано, что ожидание во время проверки занимает 1,5 секунды.
Если во время проверки на кассе пропал интернет, кассир имеет право продать товар. Вот что сказано в постановлении: если в течение 2 часов для продавца отсутствует техническая возможность, то в период отсутствия такой возможности, но не более 72 часов, продавец вправе не соблюдать требования.
Проблема с проверкой может возникнуть и на стороне Честного знака. Об этом система сообщает публично и вводит режим аварийной ситуации. В таких случаях коды можно не проверять в течение аварийной ситуации и спустя 72 часа после ее окончания.
О режиме проверки в период аварийной ситуации сказано в п. 7 Постановления № 1944
Что делать, если код маркировки не прошел проверку
Если проверка показала, что с кодом что-то не так, Честный знак сообщает об этом кассе, и на экране появляется сообщение об ошибке. Всего ошибок семь, они описаны в том же Постановлении № 1944.
Как именно будет сформулирована ошибка на экране кассы, зависит от разработчика кассовой программы, которую вы используете.
Если касса показала ошибку, кассиру нельзя продавать товар с проблемным кодом маркировки. Можно отсканировать код на другом товаре и после успешной проверки продать его вместо отложенного. Далее следует разобраться, в чем причина, и действовать исходя из причины.
Чтобы узнать, почему товар не прошел проверку, рекомендуем обратиться в техподдержку Честного знака. Если работаете в Контур.Маркете, тоже постараемся помочь. Какие могут быть ошибки и как на них реагировать, собрали в таблице.
Причина, по которой код не прошел проверку | Что делать | |
---|---|---|
1 | Код маркировки не найден в Честном знаке | Связаться с поставщиком или обратиться в техподдержку Честного знака |
2 | Код не прошел проверку криптографии, то есть он может быть поддельный | Обратиться в техподдержку Честного знака |
3 | В Честном знаке нет информации о том, что код нанесен на товар | Уточнить у поставщика, точно ли он вводил в оборот конкретный код. Проверить, не касается ли это всей партии |
4 | Товар с таким кодом уже продали | Если кассовая программа позволяет увидеть историю продаж, проверьте, возможно, кассир действительно продал товар с таким кодом. Либо обратиться в техподдержку Честного знака |
5 | Код маркировки еще не введен в оборот | Уточнить у поставщика, точно ли он вводил в оборот конкретный код. Проверить, не касается ли это всей партии товара |
6 | Истек срок годности товара | Проверить срок годности у этого товара и у партии, с которой он поступил, удалить просрочку с полок |
7 | Продажа товара заблокирована по решению органов власти | Отложить всю продукцию из этой партии: если есть некое решение контролирующих органов, то оно касается не одного товара, а всей партии |
Когда и кого коснется разрешительный режим
С 1 апреля 2024 года режим обязаны выполнять все, кто продает сигареты и пиво. А значит, магазины и общепит.
С 1 мая 2024 года режим включится для крупных торговых сетей, которые продают упакованную воду и молочную продукцию. Крупная торговая сеть — это 50 и более торговых точек.
С 1 сентября 2024 года режим по воде и молочке коснется всех остальных продавцов в рознице и общепите.
С 1 ноября 2024 года режим онлайн-проверки станет обязательным для пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке, антисептиков, БАДов, обуви, фотоаппаратов, шин, одежды, духов.
Следующие этапы намечены на 2025 год и есть в Постановлении.
За нарушение предусмотрен штраф
Если магазин или заведение общепита нарушают новые правила, их могут наказать по статье 15.12.1 КоАП РФ за то, что не предоставили сведения или сделали это неверно. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 1000 до 10 000 руб., юрлиц — на сумму от 50 000 до 300 000 руб.
Как подготовить кассу к разрешительному режиму
Шаг 1. Получите в Честном знаке ключ доступа для проверок товаров с маркировкой. Такой ключ выдается на каждый ИНН. Есть два варианта получить ключ доступа.
Если работаете в кассовой программе Контур.Маркета, вам понадобится только КЭП и не придется заходить в личный кабинет Честного знака. Читайте инструкцию, как включить проверку кодов маркировки на кассе.
Если работаете в другой программе, получите ключ в личном кабинете Честного знака и добавьте его в настройки своей кассы. Для этого обратитесь к разработчику своего программного обеспечения.
Шаг 2. Обновите свою кассовую программу до версии, которая поддерживает новый режим проверки.
Если у вас кассовая программа Маркета, все новые версии опишем в инструкции и здесь дадим ссылку на нее. Если пользуетесь другой программой, возможно, для нее есть инструкция на сайте Честного знака.
Шаг 3. Обучите сотрудников, как работать на кассе и реагировать на сообщения о том, что код маркировки не прошел проверку.
Шаг 4. Сканируйте товар во время приемки от поставщика, хотя бы выборочно. Это поможет убедиться, что коды читаются и в поставке именно тот товар, который числится в документах.
Теги: #Маркировка, #честный знак